Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Речевое дыхание происходить произвольно (человек сам себя контролирует, неречевое же выполняется автоматически). При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения.
Какие трудности возникают у ребенка в процессе говорения?
Как показывает опыт, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на входе или на остаточном выходе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания.
Игровые упражнения, направленные на развитие физиологического и речевого дыхания
На начальных этапах работы по развитию речевого дыхания следует использовать игровые упражнения, не связанные непосредственно с этим видом дыхания. Сначала нужно научить малыша совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох. Приведем несколько примеров таким игровых упражнений.
Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха:
-«Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони),
-«Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты),
-«Листья падают и кружатся» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев),
- «Ветерок» (поддувание дождика, прикрепленного к палочке),
- «Свеча» (задувание свечи),
-«Вертушка» (вращение ветряных игрушек),
-«Лети, бабочка!» (приведение в движение изготовленных из цветной бумаги «бабочек») и т. д.
Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу:
-пускание мыльных пузырей,
-поддувание плавающих в воде бумажных корабликов,
-поддувание бумажных фигурок и др.
После подготовительного периода, направленного на развитие физиологического дыхания, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитие правильного выдоха и вдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала.
Вот несколько примеров.
• дыхательно-голосовые упражнения на материале гласных и согласных, слогов, слов;
• проговаривание скороговорок и чистоговорок;
• выразительное чтение стихотворений.
Контролируя правильность речевого дыхания малыша, следует обращать внимание на то, чтобы он не делал слишком большой вдох и не «выжимал» из себя воздух до конца (не начинал задыхаться).
Играйте и развивайтесь!